4 месяца назад

Письмо Минфина России от 04.12.2018 N 03-14-07/87885 о полномочиях субъектов РФ в области контроля розничной продажи алкогольной продукции, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

В связи с обращением о расширении предмета государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленных статьей 23 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции” (далее – Закон N 171-ФЗ), Минфин России сообщает.

Как следует из обращения, предлагается расширить полномочия субъектов Российской Федерации в области контроля за розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции, наделив их полномочиями по государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьями 8 и 14 Закона N 171-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 23 Закона N 171-ФЗ осуществление государственного контроля (надзора) за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в части соблюдения требований, установленных статьями 8 и 14 Закона N 171-ФЗ, отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, реализация предлагаемых изменений приведет к дублированию функций федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, передача субъектам Российской Федерации полномочий в сфере розничной продажи алкогольной продукции потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на их реализацию.

Исходя из обращения наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации указанными полномочиями необходимо в том числе в целях пресечения розничной продажи алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС).

В этой связи следует отметить, что в настоящее время Росалкогольрегулированием со всеми субъектами Российской Федерации подписаны соглашения об информационном взаимодействии, в соответствии с которыми регионы имеют доступ к ЕГАИС через “личные кабинеты” для проверки легальности марок и сопроводительных документов продаваемой на их территории алкогольной продукции.

Кроме того, на основании пунктов 1 и 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ лицензирующему органу предоставлены полномочия по приостановлению действия лицензий и принятию решений о направлении в суд заявлений об аннулировании лицензии организации в случае выявления нарушений в области производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в данных нормах права.

Что касается отсутствия у органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по пресечению розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, осуществляемой без учета объема ее розничной продажи посредством ведения журнала учета, то в настоящее время Минфином России рассматривается вопрос о введении требования отражать объем розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи в ЕГАИС.

Также обращаем внимание, что в рамках реализации полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Закона N 171-ФЗ, пунктом 2 статьи 23 Закона N 171-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по проведению проверок.

Также подпунктом 6 пункта 2 статьи 23 Закона N 171-ФЗ должностным лицам органов, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предоставлено право на проведение контрольной закупки без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и сельскохозяйственных товаропроизводителей при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон N 294-ФЗ).

В соответствии с частью 9 статьи 16.1 Закона N 294-ФЗ и на основании пункта 4 плана-графика подготовки проектов актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации норм Федерального закона от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 29 мая 2018 г. N 3931п-П12, Минэкономразвитию России поручено разработать проект порядка принятия решения о проведении контрольной закупки.

Относительно возможности привлечения органами государственной власти субъектов Российской Федерации хозяйствующих субъектов к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), в рамках осуществления государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции сообщаем.

Согласно части 1 статьи 28.3 и статье 23.50 Кодекса органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе возбуждать и принимать решения по делам об административных правонарушениях в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, Кодекс предоставляет право должностным лицам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции привлекать к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса.

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

И.В.ТРУНИН